Не только компания Porsche остается по сей день верна заднемоторной компоновке автомобиля: за последние годы новые модели подобной конструкции выпустили Renault, Smart, Tata и другие марки. Похоже, рано мы списали заднемоторные автомобили и стали считать их тупиковой ветвью автомобильной эволюции. Если оглянуться назад, то окажется, что это направление всегда было очень любопытным и даже востребованным. Первый в мире автомобиль был заднемоторным, самая массовая машина в мире — тоже заднемоторная, не говоря уже о культовых заднемоторных спорткарах… Мы выбрали десять наиболее интересных моделей с подобной компоновкой — от самых первых транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания до свежих разработок.
От размещения мотора зависят два принципиальных момента: развесовка автомобиля и пространство в салоне. Если ставить во главу угла первое, то неизбежно пожертвуешь вторым. Скажем, для суперкаров важно, чтобы основная масса машины была сконцентрирована ближе к центру, поэтому создатели этих моделей зачастую используют центральномоторную компоновку: двигатель размещается прямо за спинами водителя и переднего пассажира, фактически вместо заднего «дивана». А вот в «гражданских» машинах двигатель имеет смысл располагать в переднем или заднем свесе кузова, чтобы в базе оставалось максимальное полезное пространство для седоков и поклажи.
У заднемоторной компоновки есть несколько плюсов, и в первую очередь они важны для машин сверхкомпактного класса. Раскрылся этот факт в 50-е годы, когда в послевоенной обедневшей Европе автопром сделал ставку на доступные микроавтомобили. Размещение мотора сзади оказалось самым передовым и недорогим решением: не нужно тянуть под днищем карданный вал, загрузка ведущих колес — оптимальная. В отличие от переднеприводных моделей можно обойтись без ШРУСов, ведь задние колеса не нужно поворачивать. В те годы заднемоторная компоновка получила большое распространение на рынке. Да и по сей день для компактных машин размещение мотора сзади остается относительно распространенным вариантом.