Вон из Москвы, прочь от крафтовых пабов с их мутным пивом, произведенным лучшими рязанскими варщиками, освоившими профессию два года назад. Пиво надо пить в правильном месте!
Привычное нам светлое пиво «лагер» (и его самый распространенный в мире вид — чешский «пильзнер») — это такой же продукт промышленной революции конца XIX века, как и автомобиль. Именно в то время пивовары начинают применять холодильные установки для производства своей продукции методом холодного низового брожения. Это позволяет делать хмельной напиток в промышленных масштабах круглый год. И как только чешские пивовары взяли этот вариант на вооружение, их опыт стали перенимать во всем мире: появился немецкий пильзнер, американский пильзнер… Любопытно, что в производстве автомобилей чехи тоже в свое время опередили многих.
Начнем с того, что чешский автозавод гораздо старше того же Volkswagen — Skoda вообще входит в четверку старейших автомобильных брендов в мире. Компания Laurin & Klement, впоследствии ставшая «Шкодой», была основана в 1895 году, а к выпуску машин она приступила в 1905-м. Более ранними датами основания могут похвастать только Opel, Benz/Daimler и Peugeot. Мы, получается, приехали на двойной юбилей: если заводу в Млада-Болеславе в этом году исполнилось 120 лет, то автомобильному производству «Шкоды» стукнуло 110 лет.
Сегодня деловая пресса любит составлять рейтинги вроде «30 стартаперов до 30 лет», рассказывающие про предпринимателей, добившихся успеха в молодом возрасте. Основатели чешского автопрома вполне могли бы попасть в такой «топ». Все началось с того, что 26-летний книготорговец Вацлав Клемент и 29-летний механик Вацлав Лаурин начали в 1895 году выпускать велосипеды, а вскоре — мотоциклы. Уже через десять лет после основания предприятие превратилось в автозавод Laurin & Klement.